Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Сведения об ОО

Визитка

Наши события

Наш сад

Наше видео

СОВЕТЫ

Всегда на связи

Опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 474

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

Уважаемые родители!

  МБДОУ №2 "Северяночка" ведет набор в   Центр игровой поддержки ребенка "Здравствуй, малыш!" на 2018-2019 год.

Приглашаем всех желающих. Оформить документы, вы можете  у заведующий МБДОУ. Все вопросы по телефону:8153060321 или лично. Ждем Вас!!!

Руководитель структурного подразделения (ЦИПР): педагог-психолог Бебякина Елена Анатольевна. 

Мы ждём вас по адресу: г. Снежногорск, ул. Флотская д.6

   

Приказ Управления образования №689 от 20.08.2018г. О функционировании структурных подразделений в ДОО Зато Александровск на 2018-2019г.

Приказ МБДОУ №2 "Северяночка" №155о.д. от 06.09.2018г. О продолжении работы ЦИПР "Здравствуй, малыш"

Материально-техническое обеспечение ЦИПР

Программа ЦИПР "Здравствуй, малыш"

Положение о центре игровой поддержки ребёнка "Здравствуй, малыш"

 

Изобразительная деятельность в жизни ребёнка раннего возраста

Рисование – интересный и полезный вид деятельности. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческое начало личности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе и элементы психотерапии - успокаивает, отвлекает, занимает.

При обучении детей раннего возраста рисованию активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т.д. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживает их внимание, создаёт необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

Занимаясь рисованием с маленькими детьми, нужно учитывать особенности раннего возраста. У малышей еще не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу (на кисточку надавливают слишком сильно, на карандаш слабо), ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край. Поэтому свои занятия следует начинать с обучения малышей простейшим навыкам и приёмам: держать правильно карандаш: рисовать правой рукой, придерживая лист левой рукой, рисовать простые линии и формы; не выходить во время рисования за край листа бумаги или за ограничительную линию. Рисуя палочки и дорожки, кружочки и овалы, ребёнок открывает для себя обобщённые формы и линии как основу множества образов, учится находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями. Освоив минимальный арсенал умений, малыши получают возможность передавать на бумаге элементарный образ. А рисование пальчиками и ладошками дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатления от манипуляций с цветом.

Помимо обучения навыкам рисования, формирования интереса и положительного отношения к изобразительной деятельности, занятия по сюжетному рисованию развивают речь, фантазию и творчество, знакомят с окружающим миром, способствуют личностному и эстетическому развитию.

Развитие речи. Занятия по сюжетному рисованию являются одновременно и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, способствует речевому подражанию, развивает коммуникативную функцию речи. Кроме этого, в увлекательной игре, находясь на пике эмоций, малыши способны усвоить много новых слов и выражений.

Ознакомление с окружающим миром. Для занятий подбираются сюжеты, близкие опыту ребенка. Рисуя с детьми, взрослый рассказывает о различных явлениях природы (дождь, снег, времена года и т. п.), о жизни людей (в городе и деревне, праздники, прогулки и т. п.) и о жизни животных.

Развитие фантазии и творчества. Чтобы заинтересовать малыша, надо показать ему способы действий с изобразительным материалом. Основная задача взрослого научить ребенка действовать, направлять его активность. При этом необходимо давать определенную свободу выбора, ведь цветок может быть желтого или синего цвета, а елочка может быть большая или маленькая, грибы могут расти в самых разных местах картинки.

Личностное развитие. Следует внимательно и осознанно отнестись к дальнейшей судьбе детских рисунков. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Не забывайте, что детям раннего возраста необходимо постоянное внимание взрослого, его похвала и одобрение. Детские рисунки постарайтесь не убирать, а организовать «картинную галерею», которую смогут посетить гости.

Эстетическое развитие. На занятиях по рисованию предлагайте детям разнообразные материалы: цветные карандаши и фломастеры, мелки, акварельные и гуашевые краски, бумагу разной фактуры и цвета.

Подготовка к рисованию

Перед началом занятия следует подготовить рабочее место. На столе должно быть только самое необходимое. Для начала - лист бумаги (чистый или с заготовкой для рисунка) и один карандаш (фломастер).

Чем рисовать?

Ребенку раннего возраста сначала лучше предлагать фломастеры: они оставляют яркий след, не требуют сильного нажима. Но при этом следует соблюдать осторожность, следите, чтобы дети рисовали только на бумаге. Наряду с фломастерами можно использовать цветные карандаши с толстым мягким грифелем – они также оставляют яркий след без сильного давления.

Сначала дайте ребенку только один карандаш или фломастер. В дальнейшем, когда он научится пользоваться карандашом (фломастером) и соблюдать необходимые меры предосторожности (рисовать только на бумаге, не пачкаться и т. д.), можно предлагать карандаши и фломастеры 2-3 и более цветов, давая возможность выбрать понравившийся цвет. А летом можно рисовать цветными мелками на асфальте, палочками на песке и земле.

  • Сюжеты работ Занимаясь с детьми раннего возраста, следует рисовать конкретные предметы и явления, хорошо знакомые им. Взрослый может помочь детям как будто заново увидеть предмет или явление, выделить его значимые признаки: цвет, форму, расположение в пространстве и др. А во время прогулки обращайте внимание детей на то, как дождик из тучи капает, какая трава на газоне (у дороги) растет, организуйте наблюдение за животными и т. д.

Помощь при рисовании. На начальных этапах обучения рисованию возможно совместное творчество ребенка со взрослым, который берет руку ребенка в свою руку и помогает ему обмакивать пальчик в краску, проводить кисточкой линии, делать отпечатки с помощью штампа и т. д. Кроме того, взрослый помогает детям располагать изображение на листе бумаги посредством создания карандашного наброска или показа пальцем места на листе, где следует расположить изображение.

Хранение работ. С первых шагов творческой деятельности малышей надо проявлять внимание и уважение к их работам. На каждом рисунке следует написать дату его создания и имя автора. Хранение работ в отдельной папке позволяет исследовать динамику развития навыков рисования малыша. Можно подшивать рисунки - получится альбом, а если написать к ним текст (1-3 коротких предложения), то получится книжка.

Литература: Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста.

Какие игрушки нужны детям ?

Наше детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья. Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии. Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста.

Сюжетные, или образные, игрушки.

Это куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода. Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи. К образным игрушкам также относятся те, что изображают зверей, домашних животных. Дети их кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ними на прогулки

Технические игрушки.

Эти игрушки все больше входят в жизнь. К ним относятся: транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.

Игрушки-забавы.

Это смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их ле жит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение — позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

Маскарадно-елочные игрушки.

Они связаны с празднованием Нового года. Они напоминают чем-то тот или иной персонаж (хвост, клюв, ушки), но этого достаточно, чтобы дети игра ли — жили в образе.

Спортивно-моторные игрушки.

Это особый тип игрушек, способствующий повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

Театральные игрушки.

Эти игрушки по содержанию являются образными, но имеют особое назначение — служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо.

Музыкальные игрушки.

Это погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

Дидактические игрушки.

Этим игрушкам принадлежит особое место. С помощью дидактических игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторику.

Строительные игрушки.

Они состоят из геометрических тел. Среди всех вышеперечисленных игрушек, есть крупногабаритные, такие, как самокаты, детские педальные автомобили, тракторы и др. Сидя за сто лом, ребенок захочет, скорее всего, играть маленькими, устойчивыми игрушками, а вот для улицы мелкие игрушки не годятся. Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними.

Чем же должна быть игрушка для ребенка? Источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества.

Требования к игрушке

Гигиенические

В первую очередь проверьте, из каких материалов сделана игрушка. Конечно, лучше покупать игрушки из натуральных материалов. Краски также не должны быть ядовитыми, игрушка не должна источать сильных запахов, неважно, каких (иногда бывают игрушки с ароматизаторами – вроде бы приятные запахи, но вред от них тот же, что и от запаха некачественного лака). Краска не должна слезать – поцарапайте игрушку ногтем, попробуйте лизнуть. Это важно проверять не только для младенцев, грызущих все подряд – детки постарше тоже любят взять игрушку в рот. Потрогайте игрушку – приятные ли ощущения она доставляет (малыш может брать ее в постель), не опасна ли она – надежно ли закреплены детали, нет ли острых концов.

Психолого-педагогические

Чему может научить ребенка эта игрушка? Каков ее смысл – явный и «скрытый»? Какие она вызывает чувства? Стимулирует ли она фантазию, творческие способности, можно ли с ней по-настоящему играть (а не только включать-выключать)? Может ли игрушка научить какому-либо умению или действию?

Эстетические

Лучше воздержаться от покупки откровенно безобразных и пугающих образов. Кроме возможного психологического воздействия (необъяснимые страхи), такие игрушки разрушают чувство прекрасного и существующую в каждом ребенке «тягу к гармонии».

Значение режима дня для ребёнка

Правильная организация режима дня – важный фактор, влияющий на здоровье ребенка. Для ребенка раннего возраста режим является основой воспитания.

Принципы организации правильного режима дня для малыша:

  1. Индивидуальный подход. При выборе режима для малыша желательно учитывать его индивидуальные особенности и привычки. Правильный режим всегда зависит ритмичности физиологических процессов организма, биологических ритмов ребёнка.
  2. Разумный компромисс. Жизненный ритм задается режимом, соблюдение которого может облегчать засыпание, обеспечивать хороший аппетит или спокойный переход от одного вида деятельности к другому. Но во всем надо знать меру и не подходить к режиму дня как к непреложному закону жизни. Режим должен быть удобен и соответствовать естественным потребностям и интересам членов семьи.
  3. Последовательность. Будьте регулярны, последовательны и согласованны в своих действиях. Важно, чтобы все члены семьи были единодушны в своих подходах к воспитанию ребёнка.
  4. Гибкость. Любой распорядок дня рано или поздно себя исчерпает и потребует корректировки. Ведь потребности у детей меняются от этапа к этапу. По мере взросления нужно наблюдать за самочувствием и настроением малыша и делать необходимые поправки.

Что нужно делать, чтобы быстрее наладить режим:

  1. Выработать у малыша привычку быстро засыпать. Для этого нужно укладывать его спать на свежем воздухе (на улице или проветрив комнату за 10 минут до сна), укачивать в течение 3 – 4 минут, петь колыбельную.
  2. Исключить переутомление: лучше не играть в активные игры перед сном.
  3. Гулять на свежем воздухе: с 8 – 10 месяцев нужно находиться на улице не только во время сна, но и во время бодрствования.
  4. Правильно организовывать кормление: не перебивать малышу аппетит, не перекармливать, синхронизировать прикорм с приемами пищи взрослых: завтрак, обед, полдник, ужин.
  5. Днем следить, чтобы освещение было ярким, а ночью — стремиться к тишине и приглушенному свету, чтобы ребенок привыкал к тому, что ночь — для отдыха.
  6. Насыщать жизнь малыша активными действиями: походы в гости, знакомство с окружающим миром, приобщение к бытовым делам, игры (в том числе с водой), занятия, гимнастика и массаж, бассейн.
  7. Соблюдать ритуалы: прием пищи вместе с другими членами семьи, сказка перед сном, купание и прогулки в одно и то же время, любимая игрушка для походов в гости.
  8. Соблюдать режим всей семьей: ребенку будет проще, если все домочадцы будут есть и укладываться спать в одно и то же время.
  9. Придерживаться графика каждый день: следить за тем, чтобы ребенок спал, ел, играл и гулял в одно и то же время. Лучше рассказывать ему заранее о том, что будет происходить в течение дня.

Сон ребёнка

Дневной сон ребёнка до 1,5 лет нужно планировать дважды. Чтобы ребенок нормально уснул, за полчаса перед этим нужно прекратить активные игры. Идеально, если ребенок за час до сна погуляет на свежем воздухе. Так его нервная система успокоится, активизируется кровоток, кровь больше насытится кислородом. Очень важно, чтобы каждый день расписание сна, как и других действий ребенка, планировалось в одно и то же время. Так у ребенка выработаются привычки, условные рефлексы, которые будут позволять ему в дальнейшем следовать расписанию, не сбивать режим сна и активности.

Когда вы учите ребенка ложиться в одно и то же время, его нужно и будить в одно и то же время. Правда, допустимо «передержать» малыша на 15 минут или разбудить его на четверть часа раньше, если это удобно ребенку. После сна нужно начать учить ребенка одеваться самостоятельно, помогая ему и показывая, как это делается. Одновременно нужно показывать малышу одежду и называть ее.

Сон летом хорош на свежем воздухе. В холодный сезон перед тем, как укладывать спать ребенка, нужно хорошенько проветрить комнату.

Кормление

Кормление не должно быть реже четырех раз в день. Между кормлениями должно пройти примерно 3-4 часа. После кормления малыш должен погулять. А затем можно и выспаться, а после сна ребенка снова кормят. При таком режиме дня ребенок хорошо растет и развивается. Поспав и поев, ребенок спокоен, хорошо играется, не капризничает, его нервная система более спокойна, чем у тех детей, которые не высыпаются и недоедают.

Когда вы кормите ребенка из ложки и учите его пользоваться этим прибором самостоятельно, можно применить небольшую хитрость. Если у ребенка не получается есть из ложки, нужно накладывать в нее сначала густую пищу, а потом, когда все начнет получаться, можно черпать ложкой и жидкости: суп, кисель. Не нужно перенапрягать ребенка: пусть он самостоятельно съест 3-4 ложки, а затем папа или мама докормят малыша.

Активность ребенка

Продолжительность периодов бодрствования не должна превышать 4 – 4,5 часа. Удлинение времени бодрствования может привести к переутомлению нервной системы и нарушению поведения ребенка.

Чтобы активность ребенка на протяжении дня была более разнообразной, нужно обязательно включать в режим дня купание и развивающие игры. Книжки, яркие игрушки, пирамидки, кубики – очень хороший способ разнообразить период бодрствования ребенка.

Прогулка

Прогулке годовалого ребенка тоже нужно уделять не меньше двух раз в день. Свежий воздух очень хорошо влияет на здоровье ребенка. Эта прогулка должна длиться не менее полутора часов, а летом – до двух часов, если погода хорошая.

Купание и закаливание

Перед полдником можно искупать ребенка. Если не купание – то обтирание, оно тоже очень полезно для закаливания. Сначала обтирают ребенку ручки, затем грудь, затем ножки, потом спинку. Температура воды должна быть не выше 35 градусов.Чтобы закалять малыша в возрасте до полутора лет, можно постепенно снижать температуру воды. Один раз в неделю или пять дней при купании и обтирании снижают температуру воды на 5 градусов, в результате остается температура воды 24 градуса. Не стоит отказываться от закаливания – это очень укрепляет нервную, иммунную и дыхательную систему ребенка.

Культурно-гигиенические навыки

Важно воспитывать следующие культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, садиться на детский стул, учиться самостоятельно аккуратно есть ложкой, после еды пользоваться салфеткой. Необходимо учить ребенка садиться на горшок. Для приучения к опрятности детей регулярно высаживают на горшок после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с неё. Обязательно хвалите за положительный результат.

Использованы материалы сайта agulife.ru

Зима в ЦИПРе

Вот и выпал на улице снег, появились сугробы. И у нас на занятиях началась зима. Дети играли со снегом: лепили снежные комочки и бросали их в воду, смотрели, как снежок тает. Делали снег из бумажных салфеток . Пели песенку про снежинки. Играли в снежки. Строили зайчику домик, чтоб он согрелся.

  

  

Особенности развития детей раннего возраста

Главными новообразованиями раннего возраста являются:

Прямохождение. Уже в конце младенческого периода ребенок начинает делать свои первые шаги. Способность к самостоятельному передвижению приводит к психологическим последствиям: ребёнок получает возможность самостоятельно, без посредничества взрослых, знакомиться с новыми предметами и местами. А освобождённые от участия в ползании руки расширяют возможности ребенка в манипуляциях с предметами.

Предметная деятельность. Новой социальной ситуации развития соответствует и новый тип ведущей деятельности ребёнка – предметная деятельность, в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка. В предметной деятельности малыша происходит развитие восприятия, а поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием.

Действия с предметами направлены в основном на такие их свойства как форма и величина, именно эти признаки являются главными для ребёнка. Цвет в начале раннего детства не имеет особого значения для узнавания предметов. Конечно, ребёнок различает цвета, однако, цвет ещё не стал признаком, характеризующим предмет и не определяет его узнавание.

Особое значение имеют действия, которые называют соотносящими. Так, чтобы сложить пирамидку, нужно попадать палочкой в отверстие колечек, а позже и учитывать соотношение колец по величине. При сборке матрёшки нужно подбирать половинки одинаковой величины. Первоначально малыш может выполнять эти действия только через практические пробы, постепенно переходит к зрительному соотнесению свойств предметов.

На третьем году жизни складываются представления о свойствах вещей. Для обогащения представлений ребёнка о свойствах предметов необходимо чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях. Поэтому так важна богатая сенсорная среда для умственного развития ребёнка.

Уже к началу раннего возраста у ребёнка есть отдельные действия, которые можно считать проявлениями мышления, когда ребёнок устанавливает связь между отдельными предметами или явлениями – например, подтягивает верёвочку, чтобы приблизить к себе игрушку. Сначала установление таких связей происходит путём практических проб. Мышление ребёнка в раннем возрасте наглядно-действенное.

Овладение речью. Одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста является овладение речью. Ситуация, в которой возникает речь, не сводится к прямому ко­пированию речевых звуков. За каждым сло­вом должно стоять то, что оно обозначает, т.е. его значение, какой-либо предмет. Если такого предмета нет, первые слова могут не появиться, как бы много мать ни разговаривала с ребёнком.

Потребность и необходимость говорить предполагает два главных условия: потребность в общении со взрослым и потребность в предмете, который нужно назвать. Ни то ни другое в отдельности к слову ещё не ведёт. И только ситуация предметного сотрудни­чества ребёнка со взрослым создаёт необходимость назвать пред­мет и значит произнести своё слово.

Овладение речью открывает возможность произвольного поведения ребёнка. Первым шагом к произвольному поведению является выполнение речевых инструкций взрослого.

В совместной деятельности с ребёнком взрослый выполняет сразу несколько функций:

  • во-первых взрослый даёт ребёнку смысл действий с пред­метом, его общественную функцию;
  • во-вторых он организует действия и движения ребёнка, пе­редаёт ему технические приёмы осуществления действия;
  • в-третьих, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка.

Кроме этого быстрый темп развития ребёнка имеет ряд особенностей:

1. Скачкообразность развития. При этом выделяются периоды медленного накопления, когда отмечается замедление в становлении некоторых функций организма, и чередующиеся с ними так называемые критические периоды (скачки), когда на протяжении короткого времени меняется облик ребенка. Это можно проследить на примере развития функции понимания речи ребенком второго года жизни. Так, в возрасте от 1 года до 1 года 3 месяцев наблюдается медленное накопление запаса понимаемых слов. В этот период малыш переходит к прямохождению, его возможности познания окружающего мира расширяются. Ходьба с одной стороны задерживает проявление реакций, связанных с пониманием речи, а с другой помогает ребёнку установить прочную связь между предметом и словом, ведет к скачку в развитии понимания речи.

2. В раннем возрасте ребёнок быстро устанавливает связи с окружающим миром и в то же время закрепление реакций происходит медленно. Поэтому умения и навыки формируются неустойчиво. Например, ребёнок, научившись в детском саду выполнять гигиенические процедуры в умывальной комнате, после больничного приходит в группу и приобретённые навыки теряет. Это необходимо учитывать, предусматривать повторность в обучении.

3. В раннем возрасте отмечается большая ранимость, лабильность (подвижность, неустойчивость, изменчивость) состояния ребёнка (физического и психического). И это тоже связано с быстрым темпом развития организма. Дети этого возраста легко заболевают, часто (даже от малозначительных причин) меняется их эмоциональное состояние, ребенок легко утомляется. Частая заболеваемость, а также повышенная возбудимость нервной системы особенно характерны для стрессовых состояний (в период адаптации при поступлении детей в ясли и др.).

4. Существенной особенностью раннего детства являются взаимосвязь и взаимозависимость сос

Обновление

Форма входа


Поиск

Часы

Календарь

Погода
Яндекс.Погода

Теги

Счетчик посещений
счетчик посещений

Наши друзья
  • Министерство науки и высшего образования Российской Федерации"
  • Минпросвещения России"
  • Официальный сайт Минобрнауки России
  • Федеральный портал "Россиийское образование"
  • официальный сайт методической службы ЗАТО Александровск Мурманской области
  • Управление образования администрации ЗАТО Александровск
  • Официальный сайт Министерство образования и науки Мурманской области
  • Официальный сайт администрации муниципального образования ЗАТО Александровск
  • Официальный сайт Детского сада № 9 "Березка"
  • Официальный сайт Детского сада № 7 "Пингвиненок"
  • Информационная система "Единое окнодоступа к образовательным ресурсам"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Психологам... и не только
  • Дошколенок
  • Ранее развитие детей
  • Развивалки.ру
  • Детские электронные книги и презентации
  • Лукошко сказок.
  • Президентсая библиотека
  • Информационный портал Career-Inform


  • МБОУ ДОД № 2 "Северяночка" 2019