Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Сведения об ОО

Визитка

Наши события

Наш сад

Наше видео

СОВЕТЫ

Всегда на связи

Опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 474

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

  Педагог-психолог высшей категории
           Бебякина
  Елена Анатольевна
 
 

 

Готовность ребёнка к школе

Ещё недавно наши дети были малышами, и перед нами стояла задача – отдать ребёнка в детский сад. Некоторые дети привыкали к детскому садику легко, у других возникали трудности с адаптацией к условиям первого в их жизни общественного учреждения, новым людям, режиму. Были и слёзы расставания и огромная радость от осознания того, что ребёнок к детскому саду привык и чувствует там себя хорошо. Вроде с тех пор прошло совсем немного времени, а дети подросли и оказались на пороге школы, перед началом нового этапа в жизни – школьного детства.

А с каким чувством, с какими знаниями перешагнёт ребёнок порог в новый школьный мир – зависит от нас с вами.

От чего же зависит успешность начала этой новой жизни и дальнейшего обучения ребёнка в школе?

Ответ очевиден – от готовности выпускника детского сада к обучению. Сегодня мы поговорим о том, что же такое готовность ребёнка к школе, из чего она складывается.

Основные компоненты школьной готовности - это:

  • физиологическая;
  • личностная;
  • интеллектуальная.

Уровень физического развития ребёнка на пороге школы определяет медицинская комиссия, которая обычно проходит в апреле. Детей осмотрят специалисты поликлиники: хирург, отоларинголог, невропатолог, окулист, педиатр. Период 6-7 лет очень сложен с медицинской точки зрения. Этот период медики называют – «периодом вытягивания в длину». Считается, что в этом возрасте отмечается снижение физической и психической работоспособности, повышается заболеваемость. Поэтому необходимо устранить все факторы риска в здоровье ребёнка, а при организации обучения учитывать уровень физического развития и состояние здоровья первоклассника.

Важным компонентом физического развития, на который снова и снова обращают внимание учителя начальной школы, остаётся уровень подготовки руки к письму. Часто недостаточная подготовка руки к письму является одной из причин неуспеха ребёнка в школе. Трудности овладения письмом в школе возникают из-за:

Во-первых - недостаточного развития мелких мышц руки (мелкой моторики),

Во-вторых - несформированности графического навыка.

Для развития мелких мышц руки полезны различные пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, мозаика, лепка, вырезание, игры с конструктором («Lego», конструктор с гаечками и винтиками), вязание, особенно крючком.

Для развития графического навыка существуют различные задания: «Нарисуй по клеточкам», «Нарисуй по точкам», «Дорисуй», штриховка, рисование через копирку, раскрашивание.

Оценка физического развития, состояния здоровья, подготовка руки к письму составляет физиологическую готовность ребёнка к школе.

А теперь остановимся на следующем важном компонентом готовности к школе – личностной готовности. Что же это такое?

Во-первых, ребёнок на пороге школы должен уметь строить адекватные системе обучения отношения с взрослыми. К концу дошкольного детства поведения ребёнка становится более произвольным. В чём проявляется произвольность в общении с учителем? Ребёнок понимает условность учебной ситуации, способен находиться в условно-ролевых отношениях с учителем «учитель-ученик». Т.е. успешность обучения зависит во многом от того, насколько верно дети понимают роль и позицию учителя.

Что происходит, когда ребёнок не понимает условия учебного процесса? Он может на уроке воспринять вопросы учителя как повод для непосредственного «житейского» общения: прервать на полуслове вопросом, не относящемся к теме урока, может встать посреди занятия, передвигаться по классу, заниматься своими делами. Выяснить, понимает ли ребёнок позицию ученика можно в беседе с воспитателем. Чаще интересуйтесь, как он ведёт себя на занятиях, слушает ли воспитателя, активен ли, не отвлекается.

Вторым компонентом личностной готовности является определённый уровень общения со сверстниками.

Школьная форма общения носит коллективный характер и предполагает взаимодействие и сотрудничество учащихся. Если в общении со сверстниками ребёнок не конфликтен, легко устанавливает деловые контакты, удерживает общую для всех цель деятельности, то можно сказать, что уровень общения со сверстниками достаточный. Если ребёнок конфликтен, неадекватно реагирует на критику, некорректен, критикуя других, не может выслушать ответ одногруппника, продолжить рассказ, то навыки общения у ребёнка сформированы не достаточно.

Определить уровень общения со сверстниками можно через наблюдение за ребёнком в группе и в беседе с воспитателем.

Третий компонент личностной готовности к школе – отношение ребёнка к себе, развитие самосознания.

Чаще дошкольникам свойственна неадекватно завышенная самооценка. Это связано с особенностями возраста. Однако, у некоторых ребят отмечается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это свидетельствует о том, что дети испытываю дефицит эмоциональной защищённости, поддержки, любви, внимания взрослых. Низкая самооценка, сформированная в дошкольном возрасте, может стать причиной неуспеваемости ребёнка в школе. Она порождает страх неудач и отказ от попыток что-либо делать. Дети с низкой самооценкой опасаются поднимать руку на уроке, даже когда знают ответ. У доски они теряются, могут ошибиться из-за страха неудачи, что только усугубляет положение.

Т.о. личностная готовность к обучению в школе для ребёнка очень важна.

Но не только от уровня физического и личностного развития зависит успех ребёнка в школе. Большое значение имеет интеллектуальная готовность ребёнка к обучению, так как обучение в начальной школе в настоящее время строится чаще всего по развивающим программам, а не традиционной, как в годы нашего детства.

Интеллектуальная или познавательная готовность – это необходимый для успешного обучения уровень развития таких познавательных процессов как память, внимание, воображение, речь, мышление. И в первую очередь я остановлюсь на мышлении, т.к. к концу дошкольного периода центральным показателем развития ребёнка является сформированность образного и основ словесно-логического мышления. Быстрыми темпами у дошкольника формируется наглядно-схематическое мышление. И это выражается в том, что ребёнок понимает и использует различные схематические изображения предмета (план, чертёж). Если данный тип мышления развито недостаточно, ребёнку трудно составить схемы слов, предложений, записать краткое условие задачи. Чтобы понять, как развито наглядно-схематическое мышление у ребёнка. Можно понаблюдать за рисованием, конструированием, особенно по схеме.

Развитие речи тесно связано с мышлением. И недостаточное развитие речи является плохим показателем готовности к школе.

Большое значение для дальнейшего обучения имеет хороший уровень развития внимания. Если у ребёнка есть какое-то нарушения внимания, он не собран, легко отвлекается, с трудом следит за ходом коллективной работы, за ответами других детей, особенно при чтении и пересказе цепочкой.

Хорошая память во многом определяет успех ребёнка в школе. Все мы понимаем, какой объём информации для запоминания получает юный школьник. Хорошо, когда ребёнок быстро, и прочно запоминает материал. Большое значение имеет слуховая память, так как основное количество информации к ребёнку поступает через слух.

Т.о. уровень развития познавательных процессов выпускника ДОУ должен быть достаточным для обучения в школе.

Итак, мы рассмотрели основные компоненты готовности ребёнка к школе: физиологическую, личностную и познавательную готовность. Но это ещё не всё. Важно чтобы ребёнок не только мог, но и хотел учиться. А для этого необходимо, чтобы у ребёнка была сформирована система мотивов обучения, т.е. было желание и осознание того, зачем он хочет учиться.

Формирование мотивов обучения зависит в первую очередь от нас с вами. Есть разница в успехах детей, чьи родители считают школу важным элементом в жизни ребёнка и семьи в целом, и детей, родители которых отдают ребёнка в школу «потому, что так надо», или, «чтоб не болтался без дела».

Основные мотивы, которые определяют отношение к учёбе это:

  • стремление получать пятёрки,
  • желание встречаться с приятелями, играть;
  • «чтобы мама хвалила»;
  • «чтобы быть лучше всех»;
  • «чтобы была хорошая работа, когда вырасту»;
  • «потому, что интересно, узнаю много нового»

Как вы думаете, какой мотив предпочтительней воспитать у дошкольника?

Конечно последний.

А для того чтобы ребёнок стремился к новому, интересовался школьными предметами, у него должен быть сформирован познавательный интерес, т.е. он должен интересоваться окружающим миром, всюду совать свой нос, задавать огромное количество вопросов. А вы, если хотите познавательный интерес поддерживать, должны терпеливо, не откладывая в долгий ящик, на все детские вопросы отвечать.

Увлекательные беседы об окружающем, наблюдения за природой, домашними животными, опыты, эксперименты развивают познавательный интерес детей. Если ребёнок хочет узнавать новое, стремиться к знаниям – обучение его будет более успешным.

И ещё один совет – вспомните своё отношение к школе: боялись ли вы туда идти? Хотели ли? Сложно ли было сказать родителям о плохой отметке? Ждёте ли вы, что ребёнок порадует вас и станет отличником? Думаете, что плохие отметки ребёнка станут свидетельством того, что вы плохо воспитываете своего малыша? Сравниваете ли вы успехи ребёнка с успехами его одноклассников? Что для вас важнее: отметки в дневнике или отношение ребёнка к школе?

Ответы на эти вопросы помогут вам избежать ошибок, которые часто допускают родители, когда их ребёнок приходит в 1 класс. Как правило, завышенные требования к ребёнку приводят к снижению самооценки, нарушению взаимоотношений ребёнка и родителей, школьной тревожности.

Помните, что ваше отношение к учёбе ребёнка формирует и его отношение к школе. Настройтесь как можно положительнее к новому этапу в жизни ребёнка. Больше оптимизма! Ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребёнка, развитый познавательный интерес к окружающему миру – всё это создаёт положительную мотивацию первокласснику.

Не позволяйте себе сомнений и негативных высказываний об организации учебного процесса в присутствии ребёнка. Чаще советуйтесь с учительницей, интересуйтесь успехами ребёнка в школе, контролируйте выполнение уроков, но вместе с тем постепенно приучайте ребёнка делать домашние задания самостоятельно. Первое время, возможно, будет трудно. Но тяжёлые времена пройдут. И я надеюсь, что ваши дети научатся получать удовольствие от учёбы в школе.

Как привить любовь к чтению?

Рекомендации по организации детского чтения

Когда-то книга была для человека лучшим способом провести время. Сегодня же некоторые люди не признают книг вовсе. Многие понимают значимость чтения для человека, но на деле читают очень редко. Почему люди стали так мало читать?

«Делу – время». По этому принципу сегодня живёт человечество. Книги оно почему-то отнесло ко второму разделу пословицы, к «потехам». Фраза «Я не читаю, потому что занят» стала оправданием.

На человека сегодня обрушиваются огромные потоки информации. В сети интернет можно бесконечно читать интересные статьи, просматривать сайты, фото. После такого времяпровождения книгу никто брать в руки и не думает – человек не нуждается в дополнительных историях.

Многие родители считают, что в наш век чтение книг необязательно, по мотивам шедевров мировой классики снимают красивые фильмы. Ими можно «заменить» литературу.

Снижение интереса к чтению вызывает сожаление и беспокойство о будущих поколениях. Ведь книга помогает человеку сформировать свои нравственные ценности, научиться размышлять, давать оценки тем или иным жизненным ситуациям, в конце концов – развивает фантазию.

Чтобы приучить ребенка к чтению с малых лет, родителям нужно, прежде всего, своим примером показать, что книги – это хорошо и интересно.

Выбор книги

1. Попробуйте найти жанр, который понравится вашему ребёнку. Пусть он выберет то, о чём ему интересно читать. Возможность сделать самостоятельный выбор, проявить свою индивидуальность будет приятна ребёнку и свяжет для него чтение со свободой, а не принуждением. Посетите вместе библиотеку или книжный магазин, понаблюдайте, что вызывает интерес.

2. Заинтересовать ребёнка чтением можно и с помощью необычного вида книги. Это могут быть, например, книжки-игрушки.

Комиксы – тоже интересный книжный жанр, объединяющий литературу и изобразительное искусство. Любая детская книга должна быть хорошо оформлена. Обращайте внимание на качество бумаги, полиграфии, читаемость текста. Хорошая книга будет оформлена и проиллюстрирована так, чтобы обогатить и облегчить восприятие печатного текста.

3. Немаловажна длина произведения. Маленький ребёнок не в силах долго удерживать внимание, особенно если он воспринимает совершенно новую информацию, и его интерес снижается. Зато осознание того, что текст прочитан от начала до конца, даёт ребёнку позитивные впечатления и повод для гордости.

4. Увлечь ребёнка книгой-бестселлером или книгой по известному фильму, мультфильму – тоже возможный вариант. Такую книгу можно обсудить с друзьями, и это значимо для ребёнка. К тому же, к ней обычно продаются раскраски или мягкие игрушки; это тоже привлекательно для него.

5. Используйте аудиокниги.

Сейчас многие замечательные произведения русской и зарубежной литературы доступны в формате аудиокниги. Некоторые из них представляют из себя настоящие шедевры театрального искусства.

Организация чтения

1. Сделайте книги доступными для ребёнка. Пусть они лежат везде, где есть вероятность появления минуток, в которые нечем себя занять. И, конечно, важный шаг в привитие читательской культуры – создание домашней библиотеки. Пусть ребёнок поучаствует в выборе места для неё, или в расстановке книг на полках.

2. Даже когда ребёнок научился читать сам, необходимо продолжать иногда читать ему вслух.

Читатель начинается с собеседника и слушателя. Для детей дошкольного возраста слушание является важной составляющей «понимающего» чтения. Взрослый посредством выразительного чтения формирует правильность восприятия текста ребёнком.

3. Очень важно обсуждение с ребёнком прочитанного произведения. Это поможет запомнить то, что услышал или прочитал ребёнок, разобраться со своими впечатлениями. Кроме того, учит высказываться о прочитанном и выражать свои мысли и эмоции. А ещё это даёт возможность родителям поговорить с детьми о каких-то важных темах, затронутых в книге.

4. Большой простор и для углубления восприятия произведения, и для укрепления отношений в семье, и для увеличения интереса к чтению дают творческие работы на основе прочитанного. Это могут быть рисунки или поделки, а может быть разыгранная с домашними сценка или импровизированная викторина.

5. Самое главное – органично встроить книгу в вашу семейную жизнь. Пусть станет традицией чтение на ночь, чтение после обеда, совместное чтение, чтение с младшими в семье, чтение в дороге, в путешествии; покупка новых книг всей семьёй.

6. Попробуйте увлечь ребёнка ведением читательского дневника. Ему понравится собирать свою «коллекцию» прочитанных книг. Его можно наполнять понравившимися фразами из книги, собственными рисунками, распечатанными картинками или наклейками. Такой дневник можно будет, например, показать ребятам в группе.

Маленькие секреты:

  • Читая ребёнку вслух, остановиться на самом интересном месте, а на следующий день спросить: «И что там было дальше? Давай прочитаем».
  • Оставить книгу, которая (как вы предполагаете) заинтересует ребёнка, на видном месте. Пусть ему кажется, что он стал читать её по собственному желанию, без подсказки.
  • Разрешите читать в постели, хоть это и не приветствуется. Скажите ребёнку, что он должен ложиться в определённое время. Однако он может либо спать, либо читать. Обычно дети выбирают чтение.
  • Не заставляйте ребёнка дочитывать книгу до конца, если она ему неинтересна.
  • Вспоминая содержание прочитанной вместе книги, специально измените факты, чтобы проверить, запомнил ли его ребёнок.

Личный пример

Для того, чтобы ребёнок читал, необходимо, чтобы домашние были для него в этом примером. Уважение к книге – это тот уровень внутренней культуры, которому нельзя научить, его можно только незаметно для себя впитать из окружающей среды: семьи, школы.

Ребёнок должен видеть, что чтение вам нравится.

Обсуждайте прочитанную книгу с другими членами семьи. Пусть ребёнок видит ваш интерес к прочитанному.

Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши впечатления.

Объяснение целей чтения

Излишне рассуждать о том, что привычка много читать – входной билет в богатую впечатлениями и возможностями жизнь. «Побочными эффектами» этой привычки становятся грамотность (работодателям все труднее и труднее отыскивать людей, способных без ошибок написать хотя бы пару абзацев), способность ясно и ярко излагать свои мысли, эрудированность и даже открытие в себе новых мотивов и интересов.

Так как же помочь ребенку «войти во вкус к чтению»? Если у ребенка все порядке с интеллектуальным развитием, то это довольно просто, за исключением одного – вам необходимо решить изменить некоторые собственные привычки.

 

Защитите ребенка от «Большого Экрана»

Ничто так не воспитывает пассивность мышления как просмотр телевизора. Вы можете не согласиться и сказать, что ведь есть действительно полезные телепрограммы. И вы будете правы. Только вот на практике доля таких программ из реально просматриваемых ребенком – крайне мала.

Сократите количество телевизоров в квартире до одного, так чтобы в комнате ребенка его не было. Еще лучше – используйте телевизор исключительно как монитор для просмотра качественных программ на DVD.

Когда ребёнок смотрит телевизор, всю информацию он получает в готовом виде. При чтении книг развиваются мыслительные способности, воображение, ведь ребёнку необходимо представлять и домысливать прочитанное. Поэтому дети и подростки, часто читающие литературу, имеют IQ более высокий, чем те, кто не/ читает книги. Только читая книги, мы пропускаем информации через свою душу.

Новогоднее Волшебство  

 

Новый год - праздник. Елка с игрушками, гирляндами, ша­риками, настроение какое-то особенное. И взрослые, и дети ждут чудес. И вопло­щение этого чуда - Дед Мороз. Каждый помнит, как в детстве ждал момента, когда можно будет выта­щить из-под елки подарки, положенные туда Дедом Морозом. И сколько было удивления, что старик уга­дал, что вы хотели! Многие писали ему письма, клали под подушку. А помните, как по-разному каждый из нас объяснял, как же Дед Мороз успевает положить подарки под все елки всех стран? Одна версия была лучше другой! Но вот мы повзрослели, и у нас уже дети. Так рассказы­вать ли им про Деда Моро­за, кладущего подарки под елочку или нет?

Обязательно рассказы­вать. И на это есть несколь­ко весомых причин.

Причина первая: нужно верить в чудо!

Сказка про Деда Мороза — самая чудесная история. История, где добро всегда по­беждает зло, ведь Дед Мо­роз обязательно приносит подарки детям. То, что ре­бенок загадывает подарок или пишет просьбу в письме к Деду Морозу, а потом на­ходит подарок под елкой, учит малыша верить в чудо. Находя подарок и слыша, что его сказоч­ным образом принес Дед Мороз, ребенок начинает верить, что чудеса бывают. А так как он верит на протя­жении нескольких лет, то вера в возможность чуда уходит глубоко в подсозна­ние. И даже когда малыш понимает, что Деда Мороза нет, «механизм веры в чудо» у него уже сформирован. Зачем же он нужен? Затем, что у каждого в жизни бы­вают события, когда сам че­ловек не может надеяться на себя, а может надеяться только на чудо (например, тяжелая болезнь близкого или неразделенная любовь). Если бы вера в чудо не была сформирована, психика про­сто бы не справилась. Вера помогает ему пережить са­мый «острый» момент, а дальше включаются другие механизмы-помощники.

Причина вторая: все верят в Деда Мороза!

Если вы решите не расска­зывать «сказок» про Деда Мороза, то можете попасть в ситуацию, которую описы­вает Светлана:

Когда Димуле было чуть больше года, наша родственница из лучших побуждений нарядилась Санта Клаусом и пришла поздравить Диму с Новым годом. С ребенком была истерика. По­этому на Новый год в 2, а также в 3 года мы обошлись без всяких «добрых дедушек» и дарили подар­ки сами. Так же мы реши­ли поступить и в 4 года. Подарили вечером 31 дека­бря подарки, попрыгали в масках. Вроде бы весело. Но... где-то через неделю на вопрос знакомой: «Ди­мочка, а что же тебе Дед Мороз на Новый год пода­рил?» — Димочка отве­тил: «Ничего!» И это по­сле уймы подарков! И тут ребенок всерьез за­дался вопросом, а почему же к нему Дед Мороз не приходит? Поскольку ока­залось, что Дима наконец «созрел» для встречи с Де­душкой, в срочном поряд­ке было написано письмо, я смастерила костюм для папы, приготовила мешок подарков (спрятанных до лучших времен), а также придумала «легенду» о том, где носило старичка целых две недели, занят де был очень.

Ребенок в 3-4-летнем возра­сте обязательно выяснит, что есть какой-то Дед Мо­роз, который приносит по­дарки всем, КРОМЕ НЕГО! И вам будет непросто объ­яснить почему. Рассуждений на тему «Это все сказки-вы­думки» он пока не поймет, но зато четко осознает, что в чем-то обделен. Это мо­жет повлиять на формиро­вание его самооценки.

Причина третья: в воспитательных целях...

Вот что придумала Ася:

Я пишу дочке на Новый год от Деда Мороза пись­мо. Мол, ты молодец, в этом году научилась тому-то и тому-то (подробное перечисление хороших дел). И дарю тебе вот такие по­дарки. Но еще я видел, что -->

Обновление

Форма входа


Поиск

Часы

Календарь

Погода
Яндекс.Погода

Теги

Счетчик посещений
счетчик посещений

Наши друзья
  • Министерство науки и высшего образования Российской Федерации"
  • Минпросвещения России"
  • Официальный сайт Минобрнауки России
  • Федеральный портал "Россиийское образование"
  • официальный сайт методической службы ЗАТО Александровск Мурманской области
  • Управление образования администрации ЗАТО Александровск
  • Официальный сайт Министерство образования и науки Мурманской области
  • Официальный сайт администрации муниципального образования ЗАТО Александровск
  • Официальный сайт Детского сада № 9 "Березка"
  • Официальный сайт Детского сада № 7 "Пингвиненок"
  • Информационная система "Единое окнодоступа к образовательным ресурсам"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Психологам... и не только
  • Дошколенок
  • Ранее развитие детей
  • Развивалки.ру
  • Детские электронные книги и презентации
  • Лукошко сказок.
  • Президентсая библиотека
  • Информационный портал Career-Inform


  • МБОУ ДОД № 2 "Северяночка" 2019