Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Сведения об ОО

Визитка

Наши события

Наш сад

Наше видео

СОВЕТЫ

Всегда на связи

Опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 465

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

  Педагог-психолог высшей категории
           Бебякина
  Елена Анатольевна

 

 

Правила общения с ребёнком (как избежать непослушания и капризов)

Случаи непослушания и капризов ребёнка бывают в каждой семье. Но только от реакции родителей, от понимания ими причин непослушания, готовности изменить свой подход к воспитанию зависит то, сумеете ли вы наладить дисциплину, справиться с капризами ребёнка.

Без сомнения, есть правила, которым дети должны следовать, требования, которые они должны безусловно выполнять. Но прежде открою вам один «секрет», который, быть может, покажется неожиданным. Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их. Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создаёт чувство безопасности.

Дети, порой, готовы поддерживать порядок больше, чем взрослые. Например: Мама с полуторагодовалым малышом вышла погулять. Открыв дверь подъезда, она так и оставила её открытой. Сделав несколько шагов, малыш беспокойно оглянулся, вынул свою ручонку из руки мамы, нетвёрдыми шагами пошёл к двери и закрыл её. Порядок восстановлен.

Другой пример «консерватизма» детей.

Вы читаете дошкольнику книжку или сказку. Прежде всего, удивляет, что сказка ребёнку не надоедает. Он готов слушать её бесконечное число раз, хотя знает всё наизусть. А попробуете что-то изменить в тексте - последует протест: «Нет, здесь не так, как ты сказал...»

Нарушение порядка может расстроить, даже напугать малыша. Возникает вопрос: если дети чувствуют себя защищенными в условиях заведённого порядка и правил поведения, почему же они норовят этот порядок и правила нарушить? Как найти пути к бесконфликтной дисциплине ребёнка?

Есть несколько правил, помогут наладить и поддержать дисциплину ребёнка.

Правило 1. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка. Это особенно важно помнить тем родителям, которые стремятся как можно меньше огорчать своего ребёнка и избегать конфликтов с ними. В результате родители идут на поводу у ребёнка (попустительский стиль воспитания).

Правило 2. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, они должны быть гибкими. Это правило предостерегает против авторитарного стиля общения. Найти золотую середину между попустительством и авторитаризмом нам поможет образ четырёх цветовых зон поведения ребёнка: зелёной, жёлтой, оранжевой, красной.

В зелёную зону поместим всё то, что разрешается делать ребёнку по его собственному желанию и усмотрению. Например, в какие игрушки играть, с кем дружить...

В жёлтой зоне находятся действия ребёнка, в которых ему предоставляется относительная свобода (по собственному выбору, но в пределах определённых границ) Например, можно гулять на улице, но не выходить за пределы детского сада, ходить по лужам, но в резиновых сапогах...

Эта зона очень важна, так как именно здесь ребёнок приучается к внутренней дисциплине. Родитель на первых порах помогает ребёнку сдерживать свои импульсы и быть осмотрительным. Постепенно привыкая к этим правилам, ребёнок следует им без особого напряжения (если, конечно, нет постоянного конфликта вокруг этого правила). В оранжевой зоне находятся такие действия ребёнка, которые, в общем, нами не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств допускаются. Например, папа приехал после долгого отсутствия – ребёнку разрешается не ложиться спать до его появления и даже завтра не пойти в детский сад. Или если малыш напуган страшным сном, мать берёт его в свою кровать. Не стоит бояться подобных исключений, если они действительно редки и оправданы. Зато дети бывают очень благодарны родителям за готовность пойти навстречу их просьбе. В красной зоне находятся действия ребёнка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические «нельзя». Например, нельзя бить и щипать маму, играть с огнём, лезть в розетку, ломать вещи, обижать маленьких... Все эти зоны говорят нам. Что правило правилу рознь. И всегда можно найти золотую середину между гибкостью и твёрдостью.

Правило 3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка. Соответствовать его возрастным особенностям. Например: Родителям часто досаждает чрезмерная подвижность детей: почему им надо так много бегать, прыгать, шумно играть? Ответ прост - всё это и многое другое - проявление очень важных и естественных для детей потребностей: в движении, познании, упражнении. Запрещать подобные действия - всё равно, что пытаться перегородить реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить это течение в удобное русло. Исследовать лужи можно, но только в сапогах; разбирать часы тоже можно, но старые, неисправные, в мяч играть, но подальше от окон, камни можно бросать в цель, но чтобы никто не пострадал (а это всё – жёлтая зона).

Правило 4. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. Знакомо ли вам, когда мама говорит одно, папа - другое, бабушка - третье. В такой ситуации ребёнку невозможно усвоить правила, привыкнуть к дисциплине. Он привыкает добиваться своего, раскалывая ряды взрослых. Отношения взрослых от этого не становятся лучше. Даже если один родитель не согласен с требованием другого, лучше в эту минуту промолчать, и потом, уже без ребёнка, обсудить разногласие и попытаться прийти к общему мнению.

Правило 5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее разъяснительным, чем повелительным. И отказывать надо умело. Любой запрет желаемого для ребёнка труден, а если он произносится сердитым или властным тоном, то становится трудным вдвойне.

Объяснять «почему нельзя» нужно всегда, но не «потому что я так сказал» или «нельзя и всё». Необходимо коротко объяснить: «Уже поздно», «опасно», «можно разбить» и т.д.

Бывает очень полезно, предвидя трудности ребёнка в выполнении требования, обсуждать его с ним заранее. Например, перед тем, как пойти по магазинам, сказать ребёнку о том, что денег не так много, чтобы покупать игрушки, поговорить об этом, а перед входом в магазин напомнить об уговоре.

Правило 6. Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

Говоря о физических наказаниях, мнение специалистов однозначно: физические наказания применять нельзя. Почему? Они оскорбляют, озлобляют, запугивают, унижают ребёнка. И если такие методы помогают, это доказывает лишь одно - ребёнок не делает чего-то потому, что боится наказания, а не потому, что считает, что так делать нельзя.

А как наказывать ребёнка, лишая его хорошего? Например, в семье заведено, что по выходным отец с сыном идёт на рыбалку, или мама печёт любимый пирог, или семья отправляется на пикник. Дети очень ценят подобные семейные традиции - это праздник для ребёнка. Но случается плохой поступок - и праздник в этот день отменяется. Таким образом, необходимо иметь запас больших и маленьких праздников (занятий с ребёнком, традиций и т.д.).

Правило 7. Помогать ребёнку хотеть быть хорошим гораздо важнее, чем сделать послушным.

Для этого важно разобраться в мотивах плохого поведения ребёнка. В тех случаях, когда ребёнок ведёт себя плохо, мы, как правило, допускаем грубую ошибку: мы уверены, что ребёнок преднамеренно делает что-то не так, как нужно, поступает плохо. И эта уверенность основана, прежде всего, на том факте, что мы прежде не раз ругали его за подобный поступок, а ребёнок опять повторяет его. Может такое поведение с его стороны является реакцией на ваш строгий выговор? Возможно. Вот почему важно всё время развивать и поддерживать добрые отношения с ребёнком, чтобы у него возникло желание принять ваше руководство и контроль над поступками.

Пример. Маша была девочкой непослушной, часто выходившей из себя из-за злости. Ей читали нравоучения, ругали, наказывали безрезультатно. Усилия родителей увенчались успехом лишь тогда, когда по совету психолога они постарались сделать так, чтобы Маша сама захотела слушаться. Совет был таков: на какое-то время закрыть глаза на плохие поступки девочки и всячески поощрять всё хорошее в поведении. Постепенно отношения Маши с родителями улучшились.

Правило 8. Если ребёнок чего-то требует, попытайтесь отвлечь его внимание, переключив на другой предмет или действие. Этим мы хотя и не идём ребёнку на встречу, но предлагаем что-то иное, для него так же приятное (например, игру).

Правило 9. Принцип безусловного принятия. Безусловно принимать ребёнка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и т.д. А просто так, за то, что он есть!

Потребность в любви, «нужности» другому одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребёнка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у меня родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю с тобой играть (тебе читать)» и т.д. Известный семейный терапевт Виржиния Сатир рекомендовала обнимать ребёнка несколько раз в день (4 объятия необходимы только для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день и не только ребёнку, но и взрослому).

Возникает вопрос: если я принимаю ребёнка, значит ли это, что я не должна никогда на него сердиться? Нет, не значит. Скрывать, а тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но выражать особым образом:

  1. Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.
  2. Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы нежелательными и «непозволительными» они не были. Раз они возникли, значит, для этого есть основания.
  3. Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастёт в неприятие его.

По книге Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?

Наказания и поощрения в воспитании ребёнка.

Ребёнок совершил проступок. Как быть? Какими должны быть наказания?
Вдумаемся в само слово «Наказание». Корень его «каз» мы находим в словах «наказ», «показ». Наказать – по существу означает дать наказ, научить. Но чтобы научить ребёнка, все запреты, наказания должны быть чёткими, понятными для него, последовательными. Наказывая, подумай: «Зачем?».

Известный российский психолог Владимир Леви написал «7 правил для всех».

  • Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
  • Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Даже если поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы, нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай» !
  • За один раз – одно! Даже если поступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному за каждый. Салат из наказаний – блюдо не для детской души!
  • У каждого наказания есть срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иногда, чересчур последовательные родители ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (например, что-то испортил) забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребёнку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск нанести ребёнку моральную травму.
  • Наказан - прощён. После наказания сразу должно следовать прощение. Страница перевёрнута. Не нужно напоминать ребёнку о его проступке, попрекать плохим поведением.
  • Наказание без унижения. Что бы то ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество вашей силы над его слабостью, унижать малыша. Если ребёнок считает, что вы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону. Здесь важно отметить, что ребёнку необходимо чётко объяснить, почему и за что его наказывают.
  • Ребёнок не должен бояться наказания. Не наказания, не гнева вашего, а вашего огорчения.

 Наказание должно быть последовательным. Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра — нет. Плохо, если за один и тот же поступок отец хвалит, а мать наказывает. Еще хуже, когда в наказаниях, как и в поощрениях, просматривается двойная мораль родителей (поступил так с одними – наказан, с другими – поощрен). Это дезориентирует ребенка. И ещё независимо от того, наказан ли ребёнок в данный момент, он имеет право на заслуженную похвалу и награду.

Лучше, если меру наказания определяет отец. В семье он больше подходит на роль третейского судьи, ибо более объективен, в его реакции на проступок меньше экзальтации. Лучше, если сына наказывает отец, а дочь — мать.
А вот утешения наказанные, сын и дочь, ищут у матери. Сын — естественно: ведь наказал отец, а дочь потому, что мать наказала, мать и простила. Наказали, поплакал, прочувствовал — теперь можно и утешить. Утешение должно быть обязательно. Если его нет, ребёнок ищет утешение на стороне.
Утешая ребенка проявите сочувствие и понимание к его чувствам, подчеркните справедливость наказания и вместе с ребенком набросайте варианты поведения, которое поможет избежать наказания в будущем. Не следует наказывать ребенка публично!

Поощрение – это признание, одобрение действий, согласие с ними. Это метод прямо противоположный наказанию. Он объясняет детям, что такое «хорошо», как можно и нужно поступать. Поощрение является позитивной составляющей полноценного воспитания. К сожалению, ему не уделяется должного внимания, о нем мало говорят и мало пишут.

Для того чтобы поощрение выполняло воспитательную функцию, объясняло о том, что такое «хорошо», обучало поступать так, как этого требует ситуация, необходимо правильно им пользоваться. Вот несколько правил, которых следует придерживаться.

1. Поощрение должно быть справедливым и искренним. Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка. Дети чувствуют неискренность, преувеличенную похвалу и им хочется проявить свою истинную натуру. Ребенок, словно чувствуя сомнение, а такой ли он «чудесный, милый, незаменимый», пытается опровергнуть похвалу своим поведением.

Ребенок оценит искреннюю похвалу, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

Итак, если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату), не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

А если, допустим, вы хотите похвалить его за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты у меня настоящая художница растешь!» — ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок, например: «Какой большой дом ты нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла. А дерево какое высокое — сколько яблок на нем!»

2. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность.

Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу — ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения.

Первый: скорее всего, ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет доказывать свою «не столь идеальную» натуру плохим поведением.

Но возможен и второй вариант, когда ребенок сам перестанет быть искренним и будет подстраиваться под похвалу.

3. Не хвалите ребенка за естественные вещи. Не делайте из социального поведения ребёнка нечто необычайное. Это правило очень хорошо раскрыла психотерапевт Жан Ледлофф: «Если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, покормил собаку, сорвал букет полевых цветов, ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением.

4. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, его активность превратится в «зарабатывание денег».

5. В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды. Поощряя детей, родителям каждый раз следует действовать обдуманно и неторопливо.

6. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше.

7. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

Поощрение – это неотъемлемая часть воспитания. Пользуйтесь им, направляйте детей на благие поступки, прививая только положительные качества, которыми должен обладать человек.

Готовность ребёнка к школе

Ещё недавно наши дети были малышами, и перед нами стояла задача – отдать ребёнка в детский сад. Некоторые дети привыкали к детскому садику легко, у других возникали трудности с адаптацией к условиям первого в их жизни общественного учреждения, новым людям, режиму. Были и слёзы расставания и огромная радость от осознания того, что ребёнок к детскому саду привык и чувствует там себя хорошо. Вроде с тех пор прошло совсем немного времени, а дети подросли и оказались на пороге школы, перед началом нового этапа в жизни – школьного детства. А с каким чувством, с какими знаниями перешагнёт ребёнок порог в новый школьный мир – зависит от нас с вами.

От чего же зависит успешность начала этой новой жизни и дальнейшего обучения ребёнка в школе? Ответ очевиден – от готовности выпускника детского сада к обучению. Сегодня мы поговорим о том, что же такое готовность ребёнка к школе, из чего она складывается. Основные компоненты школьной готовности - это: физиологическая, личностная, интеллектуальная.

Уровень физического развития ребёнка на пороге школы определяет медицинская комиссия, которая обычно проходит в апреле. Детей осмотрят специалисты поликлиники: хирург, отоларинголог, невропатолог, окулист, педиатр. Период 6-7 лет очень сложен с медицинской точки зрения. Этот период медики называют – «периодом вытягивания в длину». Считается, что в этом возрасте отмечается снижение физической и психической работоспособности, повышается заболеваемость. Поэтому необходимо устранить все факторы риска в здоровье ребёнка, а при организации обучения учитывать уровень физического развития и состояние здоровья первоклассника.

Важным компонентом физического развития, на который снова и снова обращают внимание учителя начальной школы, остаётся уровень подготовки руки к письму. Часто недостаточная подготовка руки к письму является одной из причин неуспеха ребёнка в школе. Трудности овладения письмом в школе возникают из-за: недостаточного развития мелких мышц руки (мелкой моторики) и несформированности графического навыка.

Для развития мелких мышц руки полезны различные пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, мозаика, лепка, вырезание, игры с конструктором («Lego», конструктор с гаечками и винтиками), вязание, особенно крючком.

Для развития графического навыка существуют различные задания: «Нарисуй по клеточкам», «Нарисуй по точкам», «Дорисуй», штриховка, рисование через копирку, раскрашивание.

Оценка физического развития, состояния здоровья, подготовка руки к письму составляет физиологическую готовность ребёнка к школе.

А теперь остановимся на следующем важном компонентом готовности к школе – личностной готовности. Что же это такое?

Во-первых, ребёнок на пороге школы должен уметь строить адекватные системе обучения отношения с взрослыми. К концу дошкольного детства поведения ребёнка становится более произвольным. В чём проявляется произвольность в общении с учителем? Ребёнок понимает условность учебной ситуации, способен находиться в условно-ролевых отношениях с учителем «учитель-ученик». Т.е. успешность обучения зависит во многом от того, насколько верно дети понимают роль и позицию учителя.Что происходит, когда ребёнок не понимает условия учебного процесса? Он может на уроке воспринять вопросы учителя как повод для непосредственного «житейского» общения: прервать на полуслове вопросом, не относящемся к теме урока, может встать посреди занятия, передвигаться по классу, заниматься своими делами. Выяснить, понимает ли ребёнок позицию ученика можно в беседе с воспитателем. Чаще интересуйтесь, как он ведёт себя на занятиях, слушает ли воспитателя, активен ли, не отвлекается.

Вторым компонентом личностной готовности является определённый уровень общения со сверстниками. Школьная форма общения носит коллективный характер и предполагает взаимодействие и сотрудничество учащихся. Если в общении со сверстниками ребёнок не конфликтен, легко устанавливает деловые контакты, удерживает общую для всех цель деятельности, то можно сказать, что уровень общения со сверстниками достаточный. Если ребёнок конфликтен, неадекватно реагирует на критику, некорректен, критикуя других, не может выслушать ответ одногруппника, продолжить рассказ, то навыки общения у ребёнка сформированы не достаточно.

Определить уровень общения со сверстниками можно через наблюдение за ребёнком в группе и в беседе с воспитателем.

Третий компонент личностной готовности к школе – отношение ребёнка к себе, развитие самосознания.Чаще дошкольникам свойственна неадекватно завышенная самооценка. Это связано с особенностями возраста. Однако, у некоторых ребят отмечается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это свидетельствует о том, что дети испытываю дефицит эмоциональной защищённости, поддержки, любви, внимания взрослых. Низкая самооценка, сформированная в дошкольном возрасте, может стать причиной неуспеваемости ребёнка в школе. Она порождает страх неудач и отказ от попыток что-либо делать. Дети с низкой самооценкой опасаются поднимать руку на уроке, даже когда знают ответ. У доски они теряются, могут ошибиться из-за страха неудачи, что только усугубляет положение. Т.о. личностная готовность к обучению в школе для ребёнка очень важна.

Но не только от уровня физического и личностного развития зависит успех ребёнка в школе. Большое значение имеет интеллектуальная готовность ребёнка к обучению, так как обучение в начальной школе в настоящее время строится чаще всего по развивающим программам, а не традиционной, как в годы нашего детства.

Интеллектуальная или познавательная готовность – это необходимый для успешного обучения уровень развития таких познавательных процессов как память, внимание, воображение, речь, мышление. И в первую очередь я остановлюсь на мышлении, т.к. к концу дошкольного периода центральным показателем развития ребёнка является сформированность образного и основ словесно-логического мышления. Быстрыми темпами у дошкольника формируется наглядно-схематическое мышление. И это выражается в том, что ребёнок понимает и использует различные схематические изображения предмета (план, чертёж). Если данный тип мышления развито недостаточно, ребёнку трудно составить схемы слов, предложений, записать краткое условие задачи. Чтобы понять, как развито наглядно-схематическое мышление у ребёнка. Можно понаблюдать за рисованием, конструированием, особенно по схеме.

-->

Обновление

Форма входа


Поиск

Часы

Календарь

Погода
Яндекс.Погода

Теги

Счетчик посещений
счетчик посещений

Наши друзья
  • Официальный сайт Детского сада № 9 "Березка"
  • Официальный сайт Детского сада № 7 "Пингвиненок"
  • официальный сайт методической службы ЗАТО Александровск Мурманской области
  • Управление образования администрации ЗАТО Александровск
  • Официальный сайт Минобрнауки России
  • Официальный сайт Министерство образования и науки Мурманской области
  • Официальный сайт администрации муниципального образования ЗАТО Александровск
  • Федеральный портал "Россиийское образование"
  • Информационная система "Единое окнодоступа к образовательным ресурсам"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Психологам... и не только
  • Дошколенок
  • Ранее развитие детей
  • Развивалки.ру
  • Детские электронные книги и презентации
  • Лукошко сказок.
  • Президентсая библиотека
  • Информационный портал Career-Inform


  • МБОУ ДОД № 2 "Северяночка" 2018