Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Сведения об ОО

Визитка

Наши события

Наш сад

Наше видео

СОВЕТЫ

Всегда на связи

Опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 474

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

  Педагог-психолог высшей категории
           Бебякина
  Елена Анатольевна
 
 

 

Значение познавательного интереса в дошкольном возрасте

Скоро наши дети станут школьниками. Что принесет им школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами, огорчениями?

При подготовке ребенка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях.

Определенную категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников составляют так называемые «интеллектуально пассивные» дети, для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной мыслительной деятельности.

Причиной «интеллектуальной пассивности» детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.

Что это такое?

Познавательный интерес выражается в играх, рассказах, рисунках ребёнка, других видах деятельности.

Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Основа познавательного интереса — активная мыслительная деятельность.

Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха, в случае если проявил догадку, получил одобрение взрослых,- создают у ребенка уверенность в своих силах. Познавательный интерес тесно связан с памятью. Дошкольник легче и прочнее запоминает, интересный материал и быстрее его воспроизводит.

Поскольку познавательный интерес связан о волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности. Устойчивый познавательный интерес - признак готовности ребенка к школьному обучению.

Познавательный интерес побуждает ребёнка к приобретению знаний а прочные знания в свою очередь – основа активности ребёнка. Чем больше я знаю – тем больше хочу знать. Ребёнок с широким кругозором, хорошими знаниями увереннее чувствует себя на занятии, смелее высказывает своё мнение. А если он к тому же получает поддержку от взрослых, появляется стремление своими знаниями делиться, потом получить новые знания и снова ими делиться. Так развивается познавательная активность.

В дошкольных учреждениях создаются условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей.

К сожалению, в последнее время много детей не проявляют познавательного интереса: они пассивны, не желают рассуждать, и часто даже простые вопросы, требующие элементарной мыслительной деятельности, ставят ребят в тупик. Дети «ленятся» думать. Причина такой ситуации в том, что познавательный интерес низкий, а если детей ничего не интересуют, то и активность в познании нового они не проявляют, следовательно не получают информацию в том объёме, который необходим для дальнейшего развития и усвоения программы дошкольного учреждения.

В дальнейшем низкий познавательный интерес станет одной из самых существенных причин неуспеха ребёнка в школе. Учить ребёнка с низким познавательным интересом – это всё равно, что кормить малыша, у которого закрыт рот. Вся пища для ума, все калории не будут ребёнком усвоены и не пойдут на пользу.

Как же развить познавательный интерес и любознательность, чтобы у ребёнка появилось желание получать новые знания?

Родителям необходимо использовать каждую возможность для обогащения ребенка яркими впечатлениями об окружающей жизни. Очень полезно проводить с детьми прогулки и экскурсии.

Не стремитесь объяснять и рассказывать ребенку обо всем, что он видит на прогулках, экскурсиях и по телевизору. Для развития интереса ребенка целесообразнее возбуждать его познавательную активность, стимулировать появление у него вопросов, стремление находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений. Например, вы с ребенком прогуливаетесь в лесу. Предложите сыну или дочери определить, что изменилось в лесу со времени последнего посещения; задать вопросы и придумать загадки о том, что он видит; вспомнить и прочитать строки из выученных ранее стихотворений о природе.

Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым.

Так, на улице города ребенку можно предложить сравнить разные виды транспорта (автобус и троллейбус, трамвай и троллейбус, грузовую и легковую машины и пр.). Старшие дошкольники могут сравнивать непосредственно наблюдаемый объект с другим объектом, запечатленным в памяти.

Например, вечером, возвращаясь из детского сада домой, предложите ребенку вспомнить, каким было небо утром, отметить изменения. Побуждая ребенка к сравнению, мы повышаем его наблюдательность, обеспечиваем более активное и сознательное усвоение знаний.

В дошкольном возрасте детей привлекает все новое и необычное. Но это не значит, что для развития интереса ребенка родители постоянно должны сообщать ему новые знания. Важно возбуждать у ребенка интерес к привычным для него предметам. Например, предложите сыну понаблюдать за одуванчиками.

Сколько интересных открытий он сделает! Ребенок отметит, что одуванчик поворачивает головку за солнцем, а вечером закрывает свой глазок, что на душистый запах цветка слетается много насекомых, что семена растения легкие, как парашютики.

Что лучше: широкие или узкие по содержанию интересы? Психологи считают, что, чем меньше ребенок, тем шире должны быть его познавательные интересы, обеспечивающие ему яркие и разнообразные впечатления об окружающей жизни.

Впоследствии эти впечатления станут основой для приобретения системы знаний. Разнообразие интересов побуждает ребенка пробовать свои силы в разных областях знаний, во многих видах деятельности.

Развиваем познавательный интерес

  • Покажите пример. Пусть малыш поймет, что вы тоже любите исследовать окружающий мир, что обучение продолжается всю жизнь. Желание учиться – как для вас, так и для ребенка – заразительно.
  • Слушайте вопросы ребёнка и отвечайте на них. Все его вопросы заслуживают ответа. Если ребёнок не получает ответа на свой вопрос или ответ его не удовлетворяет, он может перестать спрашивать. Разумеется, отвечать нужно, учитывая возраст ребенка, просто и коротко.
  • Беседуйте с ребёнком. Рассказывайте детям о том, что видели, делитесь воспоминаниями своего детства. Рассказывайте о своей работе, о том, что кроме основной профессии у всех людей есть другие виды деятельности. Раскрывайте свойства и функции различных хозяйственных предметов. Рассматривайте и наблюдайте с ребенком различные явления и объекты природы в разное время года.
  • Побуждайте ребенка к самостоятельным рассуждениям, спрашивайте его, понравилось ли ему прочитанное или рассказанное, что он считает в нем главным, как поступил бы на месте того или иного героя, что узнал нового и т. д.
  • Включайте обучение в повседневную жизнь. Это достигается самыми небольшими усилиями. Вы можете познакомить ребенка с числами ("Тебе дать одно печенье или два? Это один, это два"), цветами ("Ты наденешь красный свитер или синий? Вот это красный, а это синий"), буквами ("Вон видна буква "М". С нее начинаются "мама" и "молоко"). Ваша цель не в том, чтобы научить ребенка считать или читать, а в том, чтобы заронить искру интереса к этим областям знания и создать основу для будущего обучения.
  • Примиритесь с исследовательской деятельностью ребенка и поощряйте ее. Мир полон захватывающих вещей. Поэтому сдержите желание запретить какую-либо затею ради сохранения чистоты и порядка: вы можете помешать приобретению необходимого для обучения опыта. Если эксперимент становится разрушительным или опасным, необходимо остановить его, но посоветовать ребёнку что-то полезное, направить исследовательскую мысль ребенка на другой объект.
  • Показывайте ребёнку мир. Музеи, игровые площадки, лужайки, магазины игрушек, парки, зоопарки, оживленные улицы – маленькому ребенку почти везде есть чему поучиться. Наблюдение – прекрасный способ познания мира.
  • Дайте ребенку возможность получать разнообразные впечатления. Пусть качается на качелях, катается с горки, сажает цветы, играет в мяч, лепит из теста, рисует мелком, накрывает на стол, жмет на кнопку звонка. Возможностей много, они есть везде. Приобретаемый опыт ценен сам по себе, а ваши комментарии могут сделать его еще более ценным.
  • Поощряйте импровизации ребенка. Малыша учит не только реальный мир, но и мир фантазий, благодаря книгам, кино, видео, телевизионным передачам. Поощряйте любые игры.
  • Не поощряйте стремление ребёнка часто смотреть телевизор. Простейший способ отключить мозги – это включить телевизор. Да, ребенок способен почерпнуть информацию из некоторых тщательно отобранных детских передач, однако такое обучение не помогает детям учиться самостоятельно. Дети, которые учатся с телевизионного экрана, привыкают ждать, что все ответы придут к ним готовыми.
  • Обучение должно быть интересным. Если ребенок почувствует, что его заставляют учиться, ругают или высмеивают за неудачи, если перед ним ставят трудные не по возрасту задачи, то он будет страшиться учебы, а не любить ее.
  • Помните, что истинное отношение проявляется не в словах, а в наших поступках. Необходимо следить за своими реакциями, мимикой, жестами. Отношение человека к миру - удивление и восторг либо нечувствительность и безразличие – чаще всего передаётся по наследству.

Самооценка ребёнка

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка является важным регулятором поведения.

Нас, любящих мам и пап, обычно волнует развитие нашего ребёнка: физическое, интеллектуальное, а также эмоциональное. Беспокоит, как относятся к нему воспитатели и взрослые? Хорошо ли ему среди ровесников? Мы думаем: чего не хватает нашему малышу, каких качеств? И сравниваем его с другими детьми. Но редко, кто из нас задаёт себе вопрос: «А что думает мой ребёнок о самом себе?» Именно представление ребёнка о самом себе определяет характер растущего человека, отношения с другими людьми.

Самооценка, как известно, бывает низкой и высокой. В первом случае дети обычно робки, тревожны, замкнуты, во втором – уверены в себе, спокойны, общительны. Но это вовсе не значит, что низкая самооценка – плохо, а высокая – очень хорошо. Всё дело в том, насколько соответствует представление ребёнка о самом себе реальности. Например, если у ребёнка высокая самооценка, а в реальности он оказывается неспособным осуществить какую-либо деятельность (нарисовать домик, самому застегнуть пуговицы и др.), это может привести также к неблагоприятным последствиям: ребёнок становится раздражительным, капризным, нервным, пытаясь переложить «вину» на кого-то другого (плохие карандаши попались, мама надела ему не ту куртку и т.д.).

И всё же заниженная самооценка, по мнению психологов, хуже: она нередко лишает ребёнка вообще какого-либо желания делать усилие. «Я не смогу!» - звучит как приговор. Что же делать? Как это исправить?

Наверное, прежде всего, стоит обернуться назад и проанализировать, что же послужило причиной такого представления ребёнка о самом себе, какие ошибки невольно допустили вы в общении со своим малышом.

Представит себе знакомую картину: пятилетний ребёнок сам пытается завязать шнурки на ботинках, но у него, к сожалению, ничего не получается. «Ну конечно! – нетерпеливо заключает мать. – Как всегда, ничего не можешь сделать». Нетрудно догадаться, какая самооценка сложится у малыша, выслушивающего постоянно подобные замечания. Авторитет любого взрослого несомненен для трёхлетних или шестилетних детей, а особенно если это мама или папа…

«Неряха!», «Растяпа!», «Лентяй!» - вот слова, складывающиеся в сознании ребёнка в безнадёжный и неблаговидный образ самого себя. И как следствие – низкая самооценка, и вот уже комплекс громоздится на комплексе. Исправить это положение бывает очень нелегко.

1. Одна из основных ошибок, которых следует избегать родителям, - неосторожные слова и резкие отрицательные характеристики в адрес ребёнка.

2. О бессмысленности и вреде физических наказаний написано очень много статей. Дети, которых бьют родители, имеют крайне низкое мнение не только о себе, но и вообще о людях. Любое наказание с применением силы рождает в сердце ребёнка, прежде всего, страх и сознание собственного бессилия.

3. Не стоит обсуждать недостатки сына или дочери с другими людьми, особенно при ребёнке. Это правило касается не только пяти-шестилетних, но и совсем маленьких детишек. Вряд ли кто-то из взрослых может точно назвать дату и время, когда малыш начинает понимать смысл всех сказанных нами слов. Некоторые учёные считают, что даже эмбрионы уже всё слышат и понимают.

4. Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Приучайте малыша следить за собственными успехами и радоваться им. Именно состояние личного успеха, а не других детей, и есть лучший стимул, чтобы двигаться дальше.

5. Опыт преодоления своих «не могу», «боюсь», «не хочу» должен складываться у каждого ребёнка. И чем раньше, тем лучше. Необходимо создавать условия, чтобы у ребёнка обязательно получилось то, к чему он стремится. Например, Артём боялся на домашнем спортивном комплексе залезть выше второй ступеньки. Тогда отец предложил поиграть в спасателей. Артём «спасал» любимого плюшевого мишку, вытаскивая из-под завалов (перевёрнутые стулья), отбивая от хулиганов (папа с другими игрушками), спуская его с четвёртого этажа горящего дома (папа посадил медведя на верхнюю ступеньку шведской стенки). Мальчик, увлечённый игрой, легко залез по лестнице, а папа поздравил его с победой.

7. И последнее. Не предъявляете к ребёнку завышенные требования, которые ему не под силу. Если ребёнку трудно убрать за собой кровать как следует, не ругайте его. Научите. Проявите терпение. Сосредоточьте внимание на том, что у малыша получилось сделать хорошо (например, аккуратно рассадить игрушки по местам).

Помогите ребёнку поверить в себя!

Готовность ребёнка к школе

Ещё недавно наши дети были малышами, и перед нами стояла задача – отдать ребёнка в детский сад. Некоторые дети привыкали к детскому садику легко, у других возникали трудности с адаптацией к условиям первого в их жизни общественного учреждения, новым людям, режиму. Были и слёзы расставания и огромная радость от осознания того, что ребёнок к детскому саду привык и чувствует там себя хорошо. Вроде с тех пор прошло совсем немного времени, а дети подросли и оказались на пороге школы, перед началом нового этапа в жизни – школьного детства.

А с каким чувством, с какими знаниями перешагнёт ребёнок порог в новый школьный мир – зависит от нас с вами.

От чего же зависит успешность начала этой новой жизни и дальнейшего обучения ребёнка в школе?

Ответ очевиден – от готовности выпускника детского сада к обучению. Сегодня мы поговорим о том, что же такое готовность ребёнка к школе, из чего она складывается.

Основные компоненты школьной готовности - это:

  • физиологическая;
  • личностная;
  • интеллектуальная.

Уровень физического развития ребёнка на пороге школы определяет медицинская комиссия, которая обычно проходит в апреле. Детей осмотрят специалисты поликлиники: хирург, отоларинголог, невропатолог, окулист, педиатр. Период 6-7 лет очень сложен с медицинской точки зрения. Этот период медики называют – «периодом вытягивания в длину». Считается, что в этом возрасте отмечается снижение физической и психической работоспособности, повышается заболеваемость. Поэтому необходимо устранить все факторы риска в здоровье ребёнка, а при организации обучения учитывать уровень физического развития и состояние здоровья первоклассника.

Важным компонентом физического развития, на который снова и снова обращают внимание учителя начальной школы, остаётся уровень подготовки руки к письму. Часто недостаточная подготовка руки к письму является одной из причин неуспеха ребёнка в школе. Трудности овладения письмом в школе возникают из-за:

Во-первых - недостаточного развития мелких мышц руки (мелкой моторики),

Во-вторых - несформированности графического навыка.

Для развития мелких мышц руки полезны различные пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, мозаика, лепка, вырезание, игры с конструктором («Lego», конструктор с гаечками и винтиками), вязание, особенно крючком.

Для развития графического навыка существуют различные задания: «Нарисуй по клеточкам», «Нарисуй по точкам», «Дорисуй», штриховка, рисование через копирку, раскрашивание.

Оценка физического развития, состояния здоровья, подготовка руки к письму составляет физиологическую готовность ребёнка к школе.

А теперь остановимся на следующем важном компонентом готовности к школе – личностной готовности. Что же это такое?

Во-первых, ребёнок на пороге школы должен уметь строить адекватные системе обучения отношения с взрослыми. К концу дошкольного детства поведения ребёнка становится более произвольным. В чём проявляется произвольность в общении с учителем? Ребёнок понимает условность учебной ситуации, способен находиться в условно-ролевых отношениях с учителем «учитель-ученик». Т.е. успешность обучения зависит во многом от того, насколько верно дети понимают роль и позицию учителя.

Что происходит, когда ребёнок не понимает условия учебного процесса? Он может на уроке воспринять вопросы учителя как повод для непосредственного «житейского» общения: прервать на полуслове вопросом, не относящемся к теме урока, может встать посреди занятия, передвигаться по классу, заниматься своими делами. Выяснить, понимает ли ребёнок позицию ученика можно в беседе с воспитателем. Чаще интересуйтесь, как он ведёт себя на занятиях, слушает ли воспитателя, активен ли, не отвлекается.

Вторым компонентом личностной готовности является определённый уровень общения со сверстниками.

Школьная форма общения носит коллективный характер и предполагает взаимодействие и сотрудничество учащихся. Если в общении со сверстниками ребёнок не конфликтен, легко устанавливает деловые контакты, удерживает общую для всех цель деятельности, то можно сказать, что уровень общения со сверстниками достаточный. Если ребёнок конфликтен, неадекватно реагирует на критику, некорректен, критикуя других, не может выслушать ответ одногруппника, продолжить рассказ, то навыки общения у ребёнка сформированы не достаточно.

Определить уровень общения со сверстниками можно через наблюдение за ребёнком в группе и в беседе с воспитателем.

Третий компонент личностной готовности к школе – отношение ребёнка к себе, развитие самосознания.

Чаще дошкольникам свойственна неадекватно завышенная самооценка. Это связано с особенностями возраста. Однако, у некоторых ребят отмечается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это свидетельствует о том, что дети испытываю дефицит эмоциональной защищённости, поддержки, любви, внимания взрослых. Низкая самооценка, сформированная в дошкольном возрасте, может стать причиной неуспеваемости ребёнка в школе. Она порождает страх неудач и отказ от попыток что-либо делать. Дети с низкой самооценкой опасаются поднимать руку на уроке, даже когда знают ответ. У доски они теряются, могут ошибиться из-за страха неудачи, что только усугубляет положение.

Т.о. личностная готовность к обучению в школе для ребёнка очень важна.

Но не только от уровня физического и личностного развития зависит успех ребёнка в школе. Большое значение имеет интеллектуальная готовность ребёнка к обучению, так как обучение в начальной школе в настоящее время строится чаще всего по развивающим программам, а не традиционной, как в годы нашего детства.

Интеллектуальная или познавательная готовность – это необходимый для успешного обучения уровень развития таких познавательных процессов как память, внимание, воображение, речь, мышление. И в первую очередь я остановлюсь на мышлении, т.к. к концу дошкольного периода центральным показателем развития ребёнка является сформированность образного и основ словесно-логического мышления. Быстрыми темпами у дошкольника формируется наглядно-схематическое мышление. И это выражается в том, что ребёнок понимает и использует различные схематические изображения предмета (план, чертёж). Если данный тип мышления развито недостаточно, ребёнку трудно составить схемы слов, предложений, записать краткое условие задачи. Чтобы понять, как развито наглядно-схематическое мышление у ребёнка. Можно понаблюдать за рисованием, конструированием, особенно по схеме.

Развитие речи тесно связано с мышлением. И недостаточное развитие речи является плохим показателем готовности к школе.

Большое значение для дальнейшего обучения имеет хороший уровень развития внимания. Если у ребёнка есть какое-то нарушения внимания, он не собран, легко отвлекается, с трудом следит за ходом коллективной работы, за ответами других детей, особенно при чтении и пересказе цепочкой.

Хорошая память во многом определяет успех ребёнка в школе. Все мы понимаем, какой объём информации для запоминания получает юный школьник. Хорошо, когда ребёнок быстро, и прочно запоминает материал. Большое значение имеет слуховая память, так как основное количество информации к ребёнку поступает через слух.

Т.о. уровень развития познавательных процессов выпускника ДОУ должен быть достаточным для обучения в школе.

Итак, мы рассмотрели основные компоненты готовности ребёнка к школе: физиологическую, личностную и познавательную готовность. Но это ещё не всё. Важно чтобы ребёнок не только мог, но и хотел учиться. А для этого необходимо, чтобы у ребёнка была сформирована система мотивов обучения, т.е. было желание и осознание того, зачем он хочет учиться.

Формирование мотивов обучения зависит в первую очередь от нас с вами. Есть разница в успехах детей, чьи родители считают школу важным элементом в жизни ребёнка и семьи в целом, и детей, родители которых отдают ребёнка в школу «потому, что так надо», или, «чтоб не болтался без дела».

Основные мотивы, которые определяют отношение к учёбе это:

  • стремление получать пятёрки,
  • желание встречаться с приятелями, играть;
  • «чтобы мама хвалила»;
  • «чтобы быть лучше всех»;
  • «чтобы была хорошая работа, когда вырасту»;
  • «потому, что интересно, узнаю много нового»

Как вы думаете, какой мотив предпочтительней воспитать у дошкольника?

Конечно последний.

А для того чтобы ребёнок стремился к новому, интересовался школьными предметами, у него должен быть сформирован познавательный интерес, т.е. он должен интересоваться окружающим миром, всюду совать свой нос, задавать огромное количество вопросов. А вы, если хотите познавательный интерес поддерживать, должны терпеливо, не откладывая в долгий ящик, на все детские вопросы отвечать.

Увлекательные беседы об окружающем, наблюдения за природой, домашними животными, опыты, эксперименты развивают познавательный интерес детей. Если ребёнок хочет узнавать новое, стремиться к знаниям – обучение его будет более успешным.

И ещё один совет – вспомните своё отношение к школе: боялись ли вы туда идти? Хотели ли? Сложно ли было сказать родителям о плохой отметке? Ждёте ли вы, что ребёнок порадует вас и станет отличником? Думаете, что плохие отметки ребёнка станут свидетельством того, что вы плохо воспитываете своего малыша? Сравниваете ли вы успехи ребёнка с успехами его одноклассников? Что для вас важнее: отметки в дневнике или отношение ребёнка к школе?

Ответы на эти вопросы помогут вам избежать ошибок, которые часто допускают родители, когда их ребёнок приходит в 1 класс. Как правило, завышенные требования к ребёнку приводят к снижению самооценки, нарушению взаимоотношений ребёнка и родителей, школьной тревожности.

Помните, что ваше отношение к учёбе ребёнка формирует и его отношение к школе. Настройтесь как можно положительнее к новому этапу в жизни ребёнка. Больше оптимизма! Ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребёнка, развитый познавательный интерес к окружающему миру – всё это создаёт положительную мотивацию первокласснику.

Не позволяйте себе сомнений и негативных высказываний об организации учебного процесса в присутствии ребёнка. Чаще советуйтесь с учительницей, интересуйтесь успехами ребёнка в школе, контролируйте выполнение уроков, но вместе с тем постепенно приучайте ребёнка делать домашние задания самостоятельно. Первое время, возможно, будет трудно. Но тяжёлые

Обновление

Форма входа


Поиск

Часы

Календарь

Погода
Яндекс.Погода

Теги

Счетчик посещений
счетчик посещений

Наши друзья
  • Министерство науки и высшего образования Российской Федерации"
  • Минпросвещения России"
  • Официальный сайт Минобрнауки России
  • Федеральный портал "Россиийское образование"
  • официальный сайт методической службы ЗАТО Александровск Мурманской области
  • Управление образования администрации ЗАТО Александровск
  • Официальный сайт Министерство образования и науки Мурманской области
  • Официальный сайт администрации муниципального образования ЗАТО Александровск
  • Официальный сайт Детского сада № 9 "Березка"
  • Официальный сайт Детского сада № 7 "Пингвиненок"
  • Информационная система "Единое окнодоступа к образовательным ресурсам"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Психологам... и не только
  • Дошколенок
  • Ранее развитие детей
  • Развивалки.ру
  • Детские электронные книги и презентации
  • Лукошко сказок.
  • Президентсая библиотека
  • Информационный портал Career-Inform


  • МБОУ ДОД № 2 "Северяночка" 2019